Previous Entry Поделиться
Эссе
g_kulakoff
Эссе на тему:

«Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом. Двое сильнейших русских князей этого времени сделали выбор по-разному».





С наступлением 12 века Русь вступила в полосу политической раздробленности. Новые экономические, политические, социальные явления, проявившиеся к тому времени, медленно, но верно разваливали единое государство. Политическая раздробленность ослабила военный потенциал Руси, усилила княжеские междоусобицы. Таким плачевным состоянием русского государства воспользовались недоброжелательные соседи, одни представляли восток, другие - запад.

В лице востока выступали монгольские кочевые племена, так называемая Золотая Орда, которая подчинила и обложила данью большую часть русских княжеств. Это было мощное государственное образование с сильной и дисциплинированной армией.

В лице запада выступали литовские племена и духовно- рыцарские ордены. Их можно объединить под общим понятием- латинский Запад, который совершал свои завоевания для обращения людей в католическую веру, так называемые крестовые походы.

Перед многими русскими князьями в то время стоял трудный выбор, к какому направлению примкнуть, кого залучить к себе в союзники. Ведь бороться одновременно на двух фронтах было невозможным, и приходилось довольствоваться малым. Два сильнейших русских князя этого времени сделали свой выбор по- разному.

Даниил Галицкий выбрал Запад и с его помощью попытался вести борьбу против Востока.

Александр Невский выбрал Восток и под его защитою решил отбиваться от Запада.

Во владениях Даниила находились юго-западные земли Руси. Из-за своего географического расположения они часто были подвержены набегам татаров. Вести борьбу с захватчиками было бесполезно. Но сама личность Даниила Галицкого, решительная и твердая, восхитили монгольского хана, и он оставил его княжество в покое. Благодаря этому, Даниил получил авторитет среди латинского Запада. Его поддержкой хотели залучиться все, так как вся Восточная Европа была во власти Орды.

Но сам Даниил не хотел мириться с милостью монгольского хана. Это задевало его самолюбие. Его приводило в ярость то, что им управляет варвар. И ища новых путей освобождения от оков Орды, Даниил Галицкий обратился к формальному главе латинского Запада,папе Римскому.

Рим согласился дать военную поддержку, но с условием, что Русь примет католическую веру. Рассчитывая на помощь Запада, Даниил начал деятельно подготовляться к борьбе с монголами: собирать войска и деньги, укреплять города, населять их, возвеличивать власть свою. Но помощи не последовало. Орда снова потеряла доверие к его княжеству, начались набеги.

В итоге Даниил Галицкий потерял все: всех своих союзников, доверие со стороны монгольского хана, хотя перед ним было открыто столько возможностей, но воспользоваться он ими не смог.

Даниил выиграл несколько сражений, тем самым оставив хоть какой – то след в истории, но он проиграл или даже скорее предал самое главное – православную веру, веру, которая всегда объединяла русских людей и делала их отличными от других народов.

И именно православная вера побуждала Александра Невского во всех его завоеваниях.

Александр Ярославович избрал себе в союзники Золотую Орду, обуславливая это тем, что на севере существует враг еще страшнее и коварнее – это рыцари- крестоносцы, которые стремились обратить православный народ в католическую веру.

Да и монгольские ханы относились к вопросу о выборе религии очень лояльно. Во всех подчиненных им землях они сохраняли то верование, которое было здесь издавна. Александр видел в монголах дружественную в религиозном отношении силу, которая могла помочь ему сохранить и утвердить русскую культурную самобытность от латинского Запада.

Во всех сражениях Александра, будь это Невская битва, в которой он получил прозвище Невский или Ледовое побоище на льду Чудского озера, им двигала только вера. Он сражался за нее всеми возможными способами, отдавал себя в полной мере. Именно за преданность православной вере он был причислен к лику святых. Это говорит о том, что личность Александра Невского оставила только самый светлый след в истории русского государства.

В основе политики Александра лежали религиозно – нравственные принципы, стремление к гуманности и личностной свободе человека – именно то, что присуще настоящему русскому православному человеку.

Выбор обоих князей был обусловлен разными причинами. Но существовала одна, которая объединяла их. Они оба стремились к объединению Руси, освобождению от иноземных захватчиков, к возвышению и обретению утраченной мощи русского государства.

?

Log in